Фонд поддержки гонимых христиан России и стран СНГ

Закрепление института религиозной тайны как гарантия невмешательства государства во внутреннюю автономию религиозных организаций

Доклад адвоката Константина Андреева на научно-практической конференции «Социальное партнерство государства и религиозных объединений: доверие как одна из основ развития гражданского общества».

Оформление концепции государственно-конфессиональных отношений в  РФ остается актуальной проблемой, решение которой невозможно без глубокого осмысления правовой  природы данного явления. Очевидно, что российский законодатель и органы государственной исполнительной власти уделяют  максимальный акцент в рассмотрении вышеозначенного вопроса двум  аспектам: соответствию деятельности религиозных объединений национальным интересам РФ  и исторической преемственности существующих конфессий.

В Преамбуле  Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в частности, говорится, что Российское государство признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Применительно к протестантам оба вышеуказанные  тезиса имеют непосредственное  отношение. Вовлеченность протестантских конфессий в  РФ в  сферу национальных интересов, их активная социальная и гражданская позиция в российском обществе, сегодня очевидна.

В 2017 г весь мир будет праздновать 500-летие Великой Реформации. Первая лютеранская  община получила свое официальное признание в Москве в 1560—1565 годах, в Лефортовской слободе был воздвигнут первый протестантский лютеранский храм Св.Михаила Архангела. Однако, по мнению автора, наиболее  важным аспектом  в выстраивании концепции государственно-конфессиональных отношений, должно стать правовое  осмысление границ и пределов законного вмешательства государства в  дела религиозных объединений, закрепление принципа признания государством определенной автономии религиозных объединений в осуществления своей деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями.

Понимание  места  и роли  lex canonica в системе правоотношений, охраняемых законом в  РФ, представляется наиболее важным, которому в равной  степени должны  уделять особое  внимание представители органов  власти, религиозных конфессий  и юристы.

Одним из важнейших элементов автономии религиозных объединений, вытекающим из их внутренних установлений, является религиозная тайна, которая характеризуется наличием особых формы и содержания обусловленных спецификой свободы вероисповедания фидуциарных обязанностей религиозных служителей.  Религиозная тайна является результатом трансформации профессиональной тайны в сфере религиозных отношений – применительно к исполнению своих профессиональных религиозных обязанностей религиозными служителями; Нормативная природа религиозной тайны определяется тем, что признание Российским государством и правом религиозной тайны как объекта, подлежащего правовой охране и защите, вытекает из детерминированных императивом обеспечения конституционной свободы вероисповедания признания и определенной условной легитимизации государственным правом внутренних установлений (lex canoniсa) религиозных организаций (как следствие – и о содержании, охране, защите и пределах указанного вида тайны).

Право на охрану и защиту религиозной тайны является важнейшим элементом конституционно гарантированных религиозных прав и свобод, как отдельного верующего, так  и религиозного объединения. Всего, помимо института тайны исповеди, автором выделяется более 10-ти видов  религиозной  тайны, которые в различной степени обеспечены конституционно-правовой охраной, что позволяет автору выдвигать научную гипотезу об обоснованности выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания субинститута религиозной тайны как детерминированного природой конституционной свободы вероисповедания и определяющего важнейшие гарантии невмешательства государства в законную деятельность религиозных объединений и в законную реализацию гражданами конституционно гарантированной свободы вероисповедания.

Выделение такого субинститута обосновано нижеследующими детерминантами:

- наличие в законодательстве Российской Федерации целого ряда норм прямого действия и еще более  значительного комплекса норм опосредованного действия, отражающих признание государством нескольких видов религиозной тайны и обеспечивающих их охрану им защиту;

- наличие устойчивых системных взаимосвязей (в том числе связей взаимообусловленности) между вышеуказанными нормами законодательстве Российской Федерации;

При этом, следует отметить, что ни один из этих видов религиозной тайны не обладает абсолютными охраной и защитой, имея определенные исключения, то есть пределы возможного вмешательства светского государства в данную сферу положений  lex canonica. Международные акты о правах человека не устанавливают напрямую гарантий признания, охраны и защиты тайны исповеди или каких-либо иных видов религиозной тайны, но, вместе с тем, осуществляют опосредованное регулирование этих вопросов – через закрепление гарантий охраны и защиты тайны частной жизни, семейной тайны, тайны корреспонденции, включая запрет на не санкционированный сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право контролировать информацию о самом себе,  право на защиту персональных данных, право на тайну связи. 

Так, статьи 3 и 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г, устанавливающей международно-правовые стандарты в области прав человека, провозглашают не допустимость вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольного  посягательства на тайну его корреспонденции. В принятом на основе Всеобщей декларации Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года( ратифицированн СССР 18 сентября 1973 года) содержатся  обязательства ратифицировавших их государств обеспечить декларированные права и свободы в национальных законодательствах.

Пункт 1 Статьи 9 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 163-ФЗ) обеспечивает право на уважение личной и семейной жизни, тайну переписки . Статья 16 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) гарантирует несовершеннолетнему право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, на защиту закона от вмешательства или посягательства в данных сферах.

Пункт 1 Статьи 8, статьи 9  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г (ратифицирована РФ  Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ), Статья 18, подпункт a) пункта 3 Статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляется право придерживаться  внутренних установлений религиозных организаций.  Даное право корреспондирует с правами семьи на охрану личной и семейной жизни, связи, правом на религиозное образование. 

Статьями 35,36 Женевской Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г) заключенным гарантируется свобода переписки по религиозным делам, а также отправление  обрядов ( в понятие которых входит и частная исповедь. - примечание автора). Аналогичные положения защиты религиозных прав содержатся в Статье 93 Женевской Конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.

Пунктом 2 статьи 41 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. священнослужителю гарантируется возможность регулярно посещать заключенных наедине для проведения исповеди и  бесед на религиозные темы и др. Главным критерием ограничения действия внутренних установлений религиозных объединений, согласно норм международного права, признаются требования общественной безопасности.

Так, в п.16 Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) № 1962 (2011) «Религиозный аспект межкультурного диалога» подчеркивается, что внутренняя автономия религиозных организаций может быть ограничена основными правами человека, демократическими принципами и верховенством закона. 

В свете вышесказанного, представляется не обоснованным отсутствие в действующем законодательстве РФ необходимого числа норм, которые могли бы непосредственно обеспечивать охрану религиозной тайны во всем разнообразии ее видов и форм.

В частности, автором предлагается внести дополнения  и изменения, касающиеся защиты  субинститута  религиозной тайны, в следующие  нормативно-правовые  акты  Российской  Федерации:  пункт 1 статьи 150 «Нематериальные блага» Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, дополнив  его  понятием религиозная тайна; пункт 3 части 3 статьи 69 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Указанная норма ГПК РФ распространяет правовую охрану на сведения, которые стали известны из исповеди – только в отношении «священнослужителей религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию», тогда как вышеозначенная норма УПК РФ ничего не говорит о наличии или отсутствии такого условия, как наличие государственной регистрации религиозной организации.

Таким образом, норма ГПК входит в противоречие с положением статьи 28 Конституции РФ, а также нормами пункта 1 статьи 3, статьи 7 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях», гарантирующих каждому свободу исповедовать религию индивидуально или совместно с другими лицами, избрав в качестве формы реализации своего права исповедание религии в составе религиозной группы, которая не имеет государственной регистрации в качестве юридического лица. Религиозная  тайна (в виде частной исповеди) может существовать и у членов религиозной группы и никаким образом не связана с  государственной регистрацией.

Таким образом, лишая священнослужителя религиозной группы свидетельского иммунитета  по вопросам связанным с  тайной исповеди, вышеуказанная норма ГПК не обоснованно нарушает его права и ставит реализацию его права  в суде в зависимость от юридической формы религиозной организации, к  которой он принадлежит.

Автором предлагается исключить из подпункта 3) пункта 3 Статьи 69 «Свидетельские показания» Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ слова «…организаций, прошедших государственную регистрацию…»,  внести дополнение в виде слов «…религиозных объединений»; не обоснованным, с точки зрения автора, является не включение в статью 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ  положений о свидетельском иммунитете  священнослужителя – праве на отказ от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, которые стали известными из исповеди. Между тем, священник во время исповеди может получить сведения, касающиеся хозяйственной деятельности организации и/или индивидуального предпринимателя, которые исповедовались в греховных деяниях, связанных с экономической деятельностью; предлагается также  внести соответствующие изменения и дополнения  в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный  кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ, Уголовно-исполнительного  кодекса РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ, и другие нормативно-правовые акты  РФ.     

Таким образом, совершенствование российского законодательства, выражающееся в закрепление института религиозной тайны, по мнению автора, будет являться  гарантией  не вмешательства государства во внутреннюю автономию религиозных объединений, что, в свою очередь, поможет выстраиванию сбалансированной в правовом отношении концепции государственно-конфессиональных отношений.   

baznica.info

 
Интервью Александра Трофимовича Семченко
В Китае ужесточились гонения на христианские церкви
Много лет христиане в Китае молились о том, чтобы президентСипринёс в страну больше религиозной свободы. Однако сейчас по стране прокатилась новая волна гонений. Христиан сажают...
Гонения церкви на Ближнем Востоке побуждает христиан к единству
По всему Ближнему Востоку христиане и церковь переживают гонения, но при этом они настроены оптимистично. «Я вижу, что церковь стоит… И стоит твердо, несмотря на трудности,...
В Украине боевики «ЛНР» ворвались на собрание церкви в Алчевске
Боевики так называемой «Луганской Народной Республики» (ЛНР) ворвались на собрание церкви «Добрая весть» вАлчевске(Луганская область, Украина) и арестовали священнослужителей. Об...
Лидеры 80-ти стран начали переговоры о прекращении религиозных гонений
На Первом саммите министров иностранных дел вГосдепартаментепреследуемые верующие по очереди рассказали о своей жизни. Однако первый преследуемый христианин не смог лично поделиться...
Кочевые пастухи фулани жестоко уничтожают христиан в Нигерии
Террористическая группировка «Боко Харам» всё еще остается угрозой, но недавние нападения на христиан в Нигерии — дело рук кочевых пастухов-мусульман из народа фулани. «Налицо...
Украина: в «ЛНР» объявили церковь баптистов «экстремистской» организацией
Боевики так называемой «Луганской Народной Республики» (ЛНР) объявили местное объединениеевангельских христианбаптистов «экстремистской» организацией. На сайте«Новороссия»была опубликована...
Иранские силы безопасности совершили налет на дом пастора Юсефа Надархани
В воскресенье, 22 июля, иранские силы безопасности совершили налет на дом пастораЮсефа Надархании избили служителя на глазах у семьи и ударили электрошоком одного из его сыновей. Надархани,...
Пастор освобожден из тюрьмы Китая
Международная правозащитная группаChristian Solidarity Worldwide(CSW) заявила, что после завершения его двух с половиной лет заключения пастора Янга Хуа церкви Living Stone выпустили...
Алжир: Трем церквям разрешили снова открыться после акций протеста
Две церкви ввилайетеОранна северо-западе Алжира были закрыты в феврале, после того как власти заявили, что у них нет официального разрешения, а церковь в Айн-эль-Тюрк была...
В Индии христиане, протестуя против гонений, сформировали 12-мильную живую цепь
Тысячи христиан сформировали 12-мильную человеческую цепь в штатеДжаркхандв Индии после церковных служб в воскресенье, протестуя против государственных преследований христианской...
Церковные лидеры Нигерии: Христиане в нашей стране переживают геноцид
Церковные лидеры вНигериизаявили, что христиане в стране переживают «настоящий геноцид», поскольку. С января пастухи-мусульмане фулани убили 6 000 человек, среди которых в основном...
 

© 2013, Фонд поддержки гонимых христиан России и стран СНГ