Фонд поддержки гонимых христиан России и стран СНГ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Евангельск (город Солнца), градостроительный проект

Евангельск (другое название — город Солнца), — город для евангельских христиан, который предполагалось построить на территории современной Республики Алтай, — на месте, где реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют реку Обь. Автором и вдохновителем проекта был лидер евангельских христиан Иван Проханов. В 1927 году Проханову удалось добиться выделения земли и он даже совершил символическую посадку деревьев на месте предполагаемого города. Однако в 1928 году, после вмешательства Иосифа Сталина, проект был заморожен.

Социальные идеи Проханова 

Иван Степанович Проханов

По мнению историка ЕХБ Владимира Попова, своеобразным прообразом Евангельска стала христианская сельскохозяйственная коммунна «Вертоград» («Цветущий сад» в переводе с церковнославянского), созданная Прохановым в 1894 году недалеко от хутора Софиевка вблизи Симферополя. За десять лет до Проханова устройство в этом месте христианской артели планировали евангельские проповедники Василий Пашков и граф Модест Корф. Пашков и Корф не успели воплотить проект из-за принудительной высылки из России. Проханов, познакомившийся с их архивами, сумел воплотить эту идею.

Артельщики занимались сельскозяйственным трудом а в свободное сремя — чтением Библии. Артель была распущена через четыре года в связи с ужесточением «антисектансткой» политики государства. Однако к идее создания христианских сельскохозяйственных коммуни Проханов обращался неоднократно. Более того, в первое десятилетие Советской власти такие коммунны (как сельскохозяйственные, так и ремесленные) успешно создавались во многих регионах страны.

В первые годы Советской власти эта идея (хотя и не без споров) даже получила поддержку руководства страны. Так, на 13-м съезде РКП(б) в мае 1924 года, после дискуссий по «сектантскому вопросу» была вынесена резолюция: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы»

В опубликованной в 1925 году программной статье «Новая или евангельская жизнь», Проханов рисует утопическую картину христианского поселения «будущей новой общественной жизни».

По мнению историка ЕХБ Татьяны Никольской, "идеал Проханова, хоть и подкрепленный библейскими цитатами, мало отличается от других коммунистических утопий. В его основе — коллективный труд и стандартизация всех сторон быта: «весь день распределен строго по часам», «одежды всех должны иметь по преимуществу светлые цвета», «дома должны быть окрашены по преимуществу в белый цвет», «перед домом должен быть палисадник», а позади дома — «непременно» фруктовый сад или огород. Дороги между селениями должны быть обсажены фруктовыми деревьями, причем никто не имеет права трогать плоды до созревания, после чего представители обоих сел торжественно собирают их.

Как и всякая утопия, проект Проханова совершенно непрактичен и расточителен. Есть, например, указание, что по ночам «над селом должно гореть искусственное солнце» (неясно, для кого, если все люди будут спать в одно и то же время). Интересно, что христианин Проханов подходит к вопросу изменения жизни с материалистических позиций, то есть считает, что «грубые нравы изменяться к лучшему» правильно построенного труда и здорового образа жизни (а не веры в Бога и духовного обновления).

Начало реализации проекта

И. С. Проханов со спутниками после символической посадки саженцев на месте предполагаемого строительства (у слияния рек Бии и Катуни). Иллюстрация из журнала «Христианин», № 1, 1928 год.

После успешного открытия христианских коммун по всей России, Проханов взялся за воплощение масштабного проекта христианского города Евангельска. После 10-го Всесоюзного съезда евангельских христиан в ноябре 1926 года Проханов поручил специалистам разработать проект города, проект был закончен менее чем через год.
По данным советско-российского религиоведа Льва Митрохина, Проханову удалось заручиться поддержкой проекта со стороны секретаря Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б), начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Евгения Тучкова. Более того, именно Тучков (согласно Митрохину) настоял на переименовании проекта в «город Солнца»[8], очевидно по аналогии с одноименной средневековой утопией Томмазо Кампанелла.

Мнения о имевшей место поддержке идеи Проханова Тучковым придерживается и религиовед Андрей Савин.
Проханов получил разрешение в Нркомземе на проведение изыскательской экспедиции. В августе 1927 он в выехал в Сибирь. 11 сентября Проханов с группой единомышленников совершил символическую посадку саженцев кедра и американского клена на месте строительства города, а также провел богослужение.

«После посадки члены экспедиции снова молились. Было сказано горячее слово братом Иваном Степановичем о будущности города Солнца и жизни в нем. Во время посадки, — то ли, что был очень жаркий день, или потому, что берега устья Бии и Катунь огласились звуками молитвы и пения „За веру евангельскую“ или по другим причинам, из рек, близко от берега, где производилась посадка, рыба выбрасывалась на высоту 1/2 — 1 аршина из воды, и, падая обратно, резвилась, ныряя в воду». описывались эти события в журнале «Христианин».

Ликвидация проекта

Дальше символической посадки деревьев дело не пошло. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». Политбюро поручило выступить с докладом о ситуации Емельяну Ярославскому на следующем заседании. После выступления Ярославского 25 мая Политбюро поручило Наркомзему «ликвидировать дело».

«Это решение Политбюро весьма символично обозначило поворот в политике в отношении религиозных организаций от методов выборочных административных и судебных репрессий, от чекистской деятельности, направленной на разложение церквей, к методам „штурма и натиска“. На властных этажах повеяло новым ветром — ветром коллективизации, в ходе которой религиозный вопрос в СССР должен был найти свое „окончательное решение“», — отметил Андрей Савин.

Что касается Проханова, то в мае 1928 года он выехал за границу чтобы собрать средства на развитие евангельского движения в СССР. В результате резких изменений религиозной политики государства в 1928—1929 годах Проханов из своей поездки на родину так и не вернулся. Он скончался в Берлине в 1935 года.

Надежда на свой город Солнца еще некоторое время жила среди евангельских христиан и баптистов. В качестве примера историки Попов и Савин приводят слова баптиста Манченко, сказанные им на деревенском сходе в деревне Солона Красноярского края, посвященном агитации за колхоз: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием „Солнце“, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то будет нам хорошо».

baptistru.info

 
В Китае ужесточились гонения на христианские церкви
Много лет христиане в Китае молились о том, чтобы президентСипринёс в страну больше религиозной свободы. Однако сейчас по стране прокатилась новая волна гонений. Христиан сажают...
Гонения церкви на Ближнем Востоке побуждает христиан к единству
По всему Ближнему Востоку христиане и церковь переживают гонения, но при этом они настроены оптимистично. «Я вижу, что церковь стоит… И стоит твердо, несмотря на трудности,...
В Украине боевики «ЛНР» ворвались на собрание церкви в Алчевске
Боевики так называемой «Луганской Народной Республики» (ЛНР) ворвались на собрание церкви «Добрая весть» вАлчевске(Луганская область, Украина) и арестовали священнослужителей. Об...
Лидеры 80-ти стран начали переговоры о прекращении религиозных гонений
На Первом саммите министров иностранных дел вГосдепартаментепреследуемые верующие по очереди рассказали о своей жизни. Однако первый преследуемый христианин не смог лично поделиться...
Кочевые пастухи фулани жестоко уничтожают христиан в Нигерии
Террористическая группировка «Боко Харам» всё еще остается угрозой, но недавние нападения на христиан в Нигерии — дело рук кочевых пастухов-мусульман из народа фулани. «Налицо...
Украина: в «ЛНР» объявили церковь баптистов «экстремистской» организацией
Боевики так называемой «Луганской Народной Республики» (ЛНР) объявили местное объединениеевангельских христианбаптистов «экстремистской» организацией. На сайте«Новороссия»была опубликована...
Иранские силы безопасности совершили налет на дом пастора Юсефа Надархани
В воскресенье, 22 июля, иранские силы безопасности совершили налет на дом пастораЮсефа Надархании избили служителя на глазах у семьи и ударили электрошоком одного из его сыновей. Надархани,...
Пастор освобожден из тюрьмы Китая
Международная правозащитная группаChristian Solidarity Worldwide(CSW) заявила, что после завершения его двух с половиной лет заключения пастора Янга Хуа церкви Living Stone выпустили...
Алжир: Трем церквям разрешили снова открыться после акций протеста
Две церкви ввилайетеОранна северо-западе Алжира были закрыты в феврале, после того как власти заявили, что у них нет официального разрешения, а церковь в Айн-эль-Тюрк была...
В Индии христиане, протестуя против гонений, сформировали 12-мильную живую цепь
Тысячи христиан сформировали 12-мильную человеческую цепь в штатеДжаркхандв Индии после церковных служб в воскресенье, протестуя против государственных преследований христианской...
Церковные лидеры Нигерии: Христиане в нашей стране переживают геноцид
Церковные лидеры вНигериизаявили, что христиане в стране переживают «настоящий геноцид», поскольку. С января пастухи-мусульмане фулани убили 6 000 человек, среди которых в основном...
Церковь в китайской провинции Гуандун подверглась вторжению властей
Bible Reformed Church (Библейская Реформированная церковь), место поклонения, расположенное в китайской провинцииГуандун, в очередной раз подверглась вторжению со стороны правительства...
 

© 2013, Фонд поддержки гонимых христиан России и стран СНГ